Get Adobe Flash player

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                      заведующий _________ А.С. Горовая

протокол от 01.09.2017

приказ № 193                                 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по работе с родителями:

«Доверие в сотрудничестве»

 

на 2017 – 2019 год

 

 

 

                       

 

Разработала и составила: музыкальный руководитель

Штукатурова М. А.

 

 

 

 

 

 

 

2017

План работы

1.Пояснительная записка

2.Цель и задачи программы

3.Формы взаимодействия с семьями воспитанников

4.Направления и формы работы с родителями

5.Перспективный план работы с родителями на 2017-2018г.

6.Перспективный план работы с родителями на 2018-2019г.

7.Мониторинг участия родителей в воспитательно-образовательном процессе

Используемая литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим

условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.

Эффективное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников позволяет осуществить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Цель и задачи программы.

Очень важно правильно организовать работу с родителями по  музыкальному воспитанию  детей  в  семье,  проводить  беседы,  консультации  о  музыке,  совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни МБДОУ  и группы в частности. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольной организации с семьёй, социумом, социально-культурными учреждениями. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОО наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО, поэтому вопрос о совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. Во главу угла, в современном обществе ставятся развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей и культурно-педагогической общественностью является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

План-программа «» разработан с учетом «Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Солнечный зайчик».

Цель: создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

1. Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по музыкальной НОД путем оказания консультативной помощи.

2. Просветить родителей в вопросах создания музыкально-развивающей среды в семье.

3. Привлечь родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе ДОУ через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

В своей работе музыкального руководителя я стараюсь общение с родителями строить на следующих принципах:

1.Единое понимание педагогом и родителями целей и задач музыкального развития детей;

2.Родители и педагог являются партнерами в музыкальном развитии детей;

3.Уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;

4.Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми и их родителями;

5.Открытость ДОО для семьи – обеспечение каждому родителю возможности знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, оценить уровень предоставляемых услуг.

Ожидаемые результаты:

1. Психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах музыкального развития дошкольников.

2. Создание развивающей музыкальной среды в семье.

3. Активное участие родителей в теоретических и практических мероприятиях ДОУ.

3.Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Задача музыкального руководителя – совершенствовать процесс

взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и

развлечениям, Познакомить семьи воспитанников детского сада с музыкальной деятельностью, способствующей патриотическому и физическому развитию дошкольников, дать возможность родителям осознать цели и задачи музыкального воспитания дошкольников, увлечь творческим процессом развития, гармоничного становления личности. Фундаментом плодотворной работы является доброжелательная атмосфера доверия и взаимопонимания между родителями и педагогами.

Мной используются следующие формы взаимодействия с семьѐй:

1. Совместная деятельность, целью которой является повышение родительской компетентности в области:

- Возвратных и индивидуальных особенностей ребѐнка.

- В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и

умений, приобретѐнных в дошкольном учреждении.

2. Совместные праздники, игры, музыкальные гостиные, с элементами

танцевального и актѐрского творчества, где родители являются полноправными участниками действий от идей до воплощений.

- Разучивание танцев, песен и стихов, обыгрывание сказок, работа над ролью.

- Обмен практическими советами, идеями по поводу предстоящих мероприятий.

- Подготовка индивидуальных номеров.

- Подготовка реквизитов, изготовление атрибутов, пошив костюмов.

3. Возможность активного участия родителей в образовательном процессе

(проведение консультаций, бесед, анкетирования и т.д.).

4. Информационно-аналитический стенд по вопросам музыкально-

эстетического воспитания дошкольников среди родителей, где отображена

следующая работа:

Значимость музыкального образования детей.

- Особенности музыкального мира дошкольников.

- График работы музыкального зала, музыкального кабинета, индивидуальной работы с детьми и родителями, педагогами.

4.Направления и формы работы с родителями.

Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи.

Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляем через разные формы работы.

Работу с родителями я строю по нескольким направлениям:

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

Анкетирование. Консультации. Памятки

 

 

Участие в праздниках, развлечениях, конкурсах,

выставках.

 

 

                                                             

 

 
 

Просмотр открытых занятий. Участие в родительских собраниях. Индивидуальные консультации.

 

 

 

 

                               

 

 

 

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО организую в нескольких направлениях:

1. Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача музыкального руководителя вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

2. Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО. Реализовывая данное направление, я приглашаю родителей к сотрудничеству, через оформление музыкальных уголков, создание фонотеки, участие в организации музыкальных спектаклей и т.д. Для повышения педагогической грамотности, мною с родителями проводятся родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.

Формы работы с родителями

                              Мероприятия

Традиционные

Родительские собрания (встречи)

Младший дошкольный возраст:

«Задачи музыкального воспитания для младшего дошкольного возраста»

«Внешний вид детей на музыкальных занятиях».

Средний возраст:

«Задачи музыкального воспитания для среднего дошкольного возраста»

«Организация досугов и развлечений в семье»

Беседа-практикум «Танцуем дома»

Оформление мини-музея «Музыкальные инструменты»

Старший возраст:

«Задачи музыкального воспитания для старшего дошкольного возраста»

«Домашний кукольный театр»

Путешествие в дом-музей М.И.Глинки «Новоспасское» (жизнь и творчество) (ИКТ).

«Как провести совместные выходные»

Семейные гостиные

«Приглашаем вас в наше детское государство»

«Дружные родители и дети»

День открытых дверей

День города «Мой любимый город» (сентябрь)

«Наше семейное творчество» (март)

«Спорт поможет нам друзья, быть здоровыми всегда» (апрель)

 Музыкально-экологическое представление «Путешествие капельки»

Отчет танцевального кружка «Танцуем весело» (май)

 

Семейные гостиные

«Приглашаем вас в наше детское государство»

«Зимняя дорога»

 

День открытых дверей

«День города «Мой любимый город» (сентябрь)

«Наше семейное творчество» (март)

«Спорт поможет нам друзья, быть здоровыми всегда» (апрель)

 Музыкально-экологическое представление «Путешествие капельки»

Отчет танцевального кружка «Танцуем весело» (май)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционные

Совместные праздники и развлечения

(календарные, фольклорные)

 

 

 

«Осень постучалась к нам»(октябрь)

«Мама, самая любимая на свете» (ноябрь)

«Дед Мороз у нас в гостях» (декабрь)

 «Январские колядки» (январь)

«Веселая масленица» (февраль)

«Богатырская сила» (февраль)

«Для милых бабушек и мам»  (март)

«Россия-Родина моя» (апрель)

«День Победы» (май)

Выпускной утренник «Фабрика звезд»

«Путешествие в страну сладкоежек» (июнь)

«День хорошего настроения» (июль)

«Детям о П.И.Чайковском» (август)

 Совместные проекты и акции

 

 

 

«Россия-Родина моя» (открытое мероприятие ИКТ) 

 «Костюмированная ярмарка» (создание мини-выставки, 2017-2018 г)

«Учите ребенка слушать музыку» (мастер-класс по слушанию классической музыки дома)

 «Летние приключения» ( рекомендации для воспитателей)  « Любят вместе танцевать взрослые и дети»( музыкальное сопровождение коммуникативные игры и танцы и т.д.)

Калейдоскоп рекомендаций

«Правила пения», «В мире звуков», Музыка и движение», «Тренируем слуховое внимание», «Технология режиссерской игры»

 

Обзор консультаций для родителей

 

«Формирование музыкального творчества детей в домашних условиях»

«Значение музыки в нравственном воспитании ребенка»

«Воспитание культурных навыков, посещение кинотеатров, театров, выставок»

«Что такое музыкальность?»

Мастер-классы

 

 

 «Музыкальная грамота» ( «Азы музыкальной грамотности для дошколят и взрослых»)

 «Сказка в музыке»

 «Мир танцевального искусства»

Беседы- практикумы

 «Танцевальный костюм своими руками» (октябрь)

«Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей» (март) 

 

Анкетирование

«Мы снова с вами»

«Мы искусство и ребенок»

Удовлетворенность качеством работы музыкального руководителя

 

Индивидуальные, адресные беседы

 По запросам родителей. Советы, рекомендаций, буклеты, памятки

 

Консультации

На усмотрение музыкального руководителя 

По запросам родителей

 

Формы работы с педагогами

Литературная орбита для педагогов: «Музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ».

Рубрики:

1.Воспитатель и музыкальный руководитель «Теория и практика педагогического взаимодействия».

2. «Свод музыкальных терминов»

3.«Систематизация праздников и развлечений по сезонам».

4.«Музыкальные проекты и презентации в ДОУ».

5.«Знакомство с музыкой композиторов-классиков».

Цель: Предоставить педагогам литературу для изучения как в ДОУ так и в домашних условиях

 Задачи:

1.Создание команды единомышленников из специалистов ДОУ.

2.Повышение уровня музыкальной культуры педагогов.

Рубрики:

1.«Подбор музыкальных произведений по программе для каждого возраста»

2.«Классика для взрослых и детей»

3.«Природа в музыке»

4. «Доброта живет в музыке»  и др.

Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.

Использование разнообразных форм работы дает возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.

 

5.Перспективный план работы с родителями на 2017-2018г.

 

Дата

                                         Тема

 Результат,

форма отчёта

Сентябрь

Лекция: «Влияние музыки на психику ребенка»

 

 

Информация: «Дополнительные услуги (танцевальный  кружок)

Беседа-практикум «Танцуем дома»

 

«Правила пения»

 

 

«Форма одежды детей на музыкальных занятиях»

 

 

Выступление на общем роди-тельском собра-нии.

Выступление на общем родитель-ском собрании

 

Калейдоскоп рекомендаций

 

Консультация

 

 

Октябрь

«Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка».

 

Дополнительное музыкальное образование (танцевальный кружок) «Любят вместе танцевать взрослые и дети»

 

«Разучивание  стихов, ролей, песен дома»

 

 

«Осень постучалась к нам»

Тематическая информация

 

 Презентация проекта

 

Индивидуальные консультации

 

Совместный праздник с учас-тием родителей

 

 

Ноябрь

«Сказка в музыке»

 

Отчёт работы  танцевального кружка

Мастер-класс

 

Концерт

Декабрь

Изготовление декораций и атрибутов к новогодним праздникам.

«Танцевальный костюм своими руками»

Консультации,

Эскизы

Беседа-практикум

Январь

«Формирование музыкального творчества детей в домашних условиях»

 

Правила поведения родителей на детском празднике

Консультация

 

Брошюра

Февраль

«Талантливые дети-заслуга родителей»

 

«День защитника Отечества»

Тематическая информация

Праздник

Март

Изготовление декораций и атрибутов

 

Участие родителей в играх и  танцах

Праздник

 

Праздник

Апрель

День открытых дверей

Музыкально-экологическое представление «Путешествие капельки».

Представление для родителей

Май

«День победы»

 

«Мы снова свами»

Праздник

 

Анкетирование

 

В течение года совместная работа:

  1. по подготовке и проведению досугов и праздников, открытых мероприятий:
  2. по подготовке материалов и оборудования, декораций, масок, костюмов к досугам и развлечениям;
  3.  консультации по запросам родителей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Перспективный план работы с родителями на 2018-2019г.

 

Дата

                                         Тема

 Результат,

форма отчёта

Сентябрь

Лекция: «Задачи музыкально воспитания»

 

 

 

Информация: «Дополнительные услуги (танцевальный  кружок)

План работы на учебный год

 

 

«Тренируем слуховое внимание»

 

«Значение музыки в нравственном воспитании ребенка»

 

 

Выступление на общем роди-тельском собра-нии.

Выступление на общем родитель-ском собрании

 

Калейдоскоп рекомендаций

 

Консультация

 

 

Октябрь

«Костюмированная ярмарка».

 

 

Дополнительное музыкальное образование (танцевальный кружок)

 

 

«Разучивание  стихов, ролей, песен дома»

 

 

«Осень в гости приходи»

Беседа-практикум

 

 Информация на стенд

 

Индивидуальные консультации

 

Совместный праздник с учас-тием родителей

 

 

Ноябрь

«Дружные родители и дети»

 

 

«Учите ребенка слушать музыку»

Семейная гостиная

 

Мастер-класс

Декабрь

Изготовление декораций и атрибутов к новогодним праздникам.

 

«Самодельные музыкальные инструменты в развитии детей»

Консультации,

Эскизы

Беседа-практикум

Январь

«Воспитание культурных навыков, посещение кинотеатров, театров, выставок»

 

Как провести совместные выходные

Консультация

 

 

Брошюра

Февраль

«Одаренный ребенок»

 

«Богатырская сила»

Тематическая информация

Праздник

Март

Изготовление декораций и атрибутов

 

Участие родителей в играх и  танцах

Праздник

 

Праздник

Апрель

День открытых дверей

 «Россия-Родина моя».

Представление для родителей

Май

Подготовка к празднику «Выпуск в школу»

 

 

 

 

«Мы искусство и ребенок »

Заседание  родительского комитета и сотрудников ДОУ

Анкетирование

 

В течение года совместная работа:

  1. по подготовке и проведению досугов и праздников, открытых мероприятий:
  2. по подготовке материалов и оборудования, декораций, масок, костюмов к досугам и развлечениям;
  3.  консультации по запросам родителей;

 

7.Мониторинг участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

 

На основе наблюдений и по итогам анкетирования, мы распределили 

родителей по уровню их готовности к сотрудничеству с детским садом

с целью развития музыкальных и творческих способностей детей.

Учебный год

Критерии

 

Активность родителей в организации

образовательного процесса

 

Активность родителей

в жизни детского сада

2017 – 2018

41%

74%

2018 – 2019

74%

98%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный  год

Лидеры

Исполнители

Наблюдатели

2017 – 2018

64%(16 чел.)

20%( 5 чел.)

16%( 4 чел.)

2018 – 2019

74%(23 чел.)

26%( 8 чел.)

0 %

 

 

Мониторинг удовлетворенности родителей

 качеством проведения  образовательной деятельности

Критерии оценки деятельности музыкального руководителя

2017-2018

2018-2019

н/г

к/г

н/г

к/г

С удовольствием ваш  ребенок посещает муз. занятия

23%

100%

82%

100%

Устраивает ли вас кач-во проведения праздников в д/с

64%

100%

77%

100%

Довольны ли вы результатами музыкального воспитания и творческого развития вашего ребенка

87%

100%

93%

100%

Анализируя проведенный мониторинг, я отметила, что родители стали больше проявлять интереса к музыкальному воспитанию детей. Это явилось положительным результатом в моей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9.

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4.

3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1.

5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.

7. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

 

1.           Заметили ли Вы изменения отношения к музыке у Вашего ребенка?__________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.           Какая музыка больше всего нравится Вашему ребенку?

__________________________________________________________________

3.           Посещаете ли Вы праздники в нашем детском саду? Если «да», то какая роль в исполнении Вашего ребенка Вам понравилась, а какая нет?_____________________________________________________________ Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.           Какие праздники и традиции имеются в Вашей семье?

__________________________________________________________________

 

5.           Какая модель проведения праздников  Вам нравится?

 дети – воспитатель;                                                                                       

 дети – родители;

 дети-родители-воспитатели.

6.           Ваша помощь при проведении праздников ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.           Какую информацию о музыкальном искусстве Вы хотели бы получить на страницах группового музыкального стенда.

_________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

1.С удовольствием ли ваш ребенок посещает музыкальные занятия?________________________________________________________

2.Устраивает ли вас качество проведения праздников в детском саду?___________________________________________________________

3.Чувствуете ли вы доброжелательное отношение муз.руководителя к вам и вашему ребенку?___________________________________________________

4.Довольны ли вы результатами музыкального воспитания и творческого развития вашего ребенка?___________________________________________