МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете заведующий _________ А.С. Горовая
протокол от 01.09.2017
приказ № 193
Программа по работе с родителями:
«Доверие в сотрудничестве»
на 2017 – 2019 год
Разработала и составила: музыкальный руководитель
Штукатурова М. А.
2017
План работы
1.Пояснительная записка
2.Цель и задачи программы
3.Формы взаимодействия с семьями воспитанников
4.Направления и формы работы с родителями
5.Перспективный план работы с родителями на 2017-2018г.
6.Перспективный план работы с родителями на 2018-2019г.
7.Мониторинг участия родителей в воспитательно-образовательном процессе
Используемая литература
Приложение
1.Пояснительная записка.
На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим
условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.
Эффективное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников позволяет осуществить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
2.Цель и задачи программы.
Очень важно правильно организовать работу с родителями по музыкальному воспитанию детей в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни МБДОУ и группы в частности. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольной организации с семьёй, социумом, социально-культурными учреждениями. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОО наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО, поэтому вопрос о совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. Во главу угла, в современном обществе ставятся развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей и культурно-педагогической общественностью является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
План-программа «» разработан с учетом «Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Солнечный зайчик».
Цель: создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
1. Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по музыкальной НОД путем оказания консультативной помощи.
2. Просветить родителей в вопросах создания музыкально-развивающей среды в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе ДОУ через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
В своей работе музыкального руководителя я стараюсь общение с родителями строить на следующих принципах:
1.Единое понимание педагогом и родителями целей и задач музыкального развития детей;
2.Родители и педагог являются партнерами в музыкальном развитии детей;
3.Уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
4.Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми и их родителями;
5.Открытость ДОО для семьи – обеспечение каждому родителю возможности знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, оценить уровень предоставляемых услуг.
Ожидаемые результаты:
1. Психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах музыкального развития дошкольников.
2. Создание развивающей музыкальной среды в семье.
3. Активное участие родителей в теоретических и практических мероприятиях ДОУ.
3.Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Задача музыкального руководителя – совершенствовать процесс
взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и
развлечениям, Познакомить семьи воспитанников детского сада с музыкальной деятельностью, способствующей патриотическому и физическому развитию дошкольников, дать возможность родителям осознать цели и задачи музыкального воспитания дошкольников, увлечь творческим процессом развития, гармоничного становления личности. Фундаментом плодотворной работы является доброжелательная атмосфера доверия и взаимопонимания между родителями и педагогами.
Мной используются следующие формы взаимодействия с семьѐй:
1. Совместная деятельность, целью которой является повышение родительской компетентности в области:
- Возвратных и индивидуальных особенностей ребѐнка.
- В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и
умений, приобретѐнных в дошкольном учреждении.
2. Совместные праздники, игры, музыкальные гостиные, с элементами
танцевального и актѐрского творчества, где родители являются полноправными участниками действий от идей до воплощений.
- Разучивание танцев, песен и стихов, обыгрывание сказок, работа над ролью.
- Обмен практическими советами, идеями по поводу предстоящих мероприятий.
- Подготовка индивидуальных номеров.
- Подготовка реквизитов, изготовление атрибутов, пошив костюмов.
3. Возможность активного участия родителей в образовательном процессе
(проведение консультаций, бесед, анкетирования и т.д.).
4. Информационно-аналитический стенд по вопросам музыкально-
эстетического воспитания дошкольников среди родителей, где отображена
следующая работа:
Значимость музыкального образования детей.
- Особенности музыкального мира дошкольников.
- График работы музыкального зала, музыкального кабинета, индивидуальной работы с детьми и родителями, педагогами.
4.Направления и формы работы с родителями.
Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи.
Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляем через разные формы работы.
Работу с родителями я строю по нескольким направлениям:
|
|
|
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО организую в нескольких направлениях:
1. Педагогическое просвещение родителей в вопросах музыкального воспитания детей. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача музыкального руководителя вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
2. Включение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО. Реализовывая данное направление, я приглашаю родителей к сотрудничеству, через оформление музыкальных уголков, создание фонотеки, участие в организации музыкальных спектаклей и т.д. Для повышения педагогической грамотности, мною с родителями проводятся родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.
Формы работы с родителями |
Мероприятия |
|
Традиционные |
Родительские собрания (встречи) |
Младший дошкольный возраст: «Задачи музыкального воспитания для младшего дошкольного возраста» «Внешний вид детей на музыкальных занятиях». Средний возраст: «Задачи музыкального воспитания для среднего дошкольного возраста» «Организация досугов и развлечений в семье» Беседа-практикум «Танцуем дома» Оформление мини-музея «Музыкальные инструменты» Старший возраст: «Задачи музыкального воспитания для старшего дошкольного возраста» «Домашний кукольный театр» Путешествие в дом-музей М.И.Глинки «Новоспасское» (жизнь и творчество) (ИКТ). «Как провести совместные выходные» |
Семейные гостиные |
«Приглашаем вас в наше детское государство» «Дружные родители и дети» |
|
День открытых дверей |
День города «Мой любимый город» (сентябрь) «Наше семейное творчество» (март) «Спорт поможет нам друзья, быть здоровыми всегда» (апрель) Музыкально-экологическое представление «Путешествие капельки» Отчет танцевального кружка «Танцуем весело» (май) |
|
|
Семейные гостиные |
«Приглашаем вас в наше детское государство» «Зимняя дорога» |
|
День открытых дверей |
«День города «Мой любимый город» (сентябрь) «Наше семейное творчество» (март) «Спорт поможет нам друзья, быть здоровыми всегда» (апрель) Музыкально-экологическое представление «Путешествие капельки» Отчет танцевального кружка «Танцуем весело» (май) |
Инновационные
Нетрадиционные |
Совместные праздники и развлечения (календарные, фольклорные)
|
«Осень постучалась к нам»(октябрь) «Мама, самая любимая на свете» (ноябрь) «Дед Мороз у нас в гостях» (декабрь) «Январские колядки» (январь) «Веселая масленица» (февраль) «Богатырская сила» (февраль) «Для милых бабушек и мам» (март) «Россия-Родина моя» (апрель) «День Победы» (май) Выпускной утренник «Фабрика звезд» «Путешествие в страну сладкоежек» (июнь) «День хорошего настроения» (июль) «Детям о П.И.Чайковском» (август) |
Совместные проекты и акции
|
«Россия-Родина моя» (открытое мероприятие ИКТ) «Костюмированная ярмарка» (создание мини-выставки, 2017-2018 г) «Учите ребенка слушать музыку» (мастер-класс по слушанию классической музыки дома) «Летние приключения» ( рекомендации для воспитателей) « Любят вместе танцевать взрослые и дети»( музыкальное сопровождение коммуникативные игры и танцы и т.д.) |
|
Калейдоскоп рекомендаций |
«Правила пения», «В мире звуков», Музыка и движение», «Тренируем слуховое внимание», «Технология режиссерской игры» |
|
Обзор консультаций для родителей
|
«Формирование музыкального творчества детей в домашних условиях» «Значение музыки в нравственном воспитании ребенка» «Воспитание культурных навыков, посещение кинотеатров, театров, выставок» «Что такое музыкальность?» |
|
Мастер-классы
|
«Музыкальная грамота» ( «Азы музыкальной грамотности для дошколят и взрослых») «Сказка в музыке» «Мир танцевального искусства» |
|
Беседы- практикумы |
«Танцевальный костюм своими руками» (октябрь) «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей» (март) |
|
Анкетирование |
«Мы снова с вами» «Мы искусство и ребенок» Удовлетворенность качеством работы музыкального руководителя |
|
|
||
Индивидуальные, адресные беседы |
По запросам родителей. Советы, рекомендаций, буклеты, памятки |
|
Консультации |
На усмотрение музыкального руководителя По запросам родителей |
|
Формы работы с педагогами Литературная орбита для педагогов: «Музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ». Рубрики: 1.Воспитатель и музыкальный руководитель «Теория и практика педагогического взаимодействия». 2. «Свод музыкальных терминов» 3.«Систематизация праздников и развлечений по сезонам». 4.«Музыкальные проекты и презентации в ДОУ». 5.«Знакомство с музыкой композиторов-классиков». Цель: Предоставить педагогам литературу для изучения как в ДОУ так и в домашних условиях Задачи: 1.Создание команды единомышленников из специалистов ДОУ. 2.Повышение уровня музыкальной культуры педагогов. Рубрики: 1.«Подбор музыкальных произведений по программе для каждого возраста» 2.«Классика для взрослых и детей» 3.«Природа в музыке» 4. «Доброта живет в музыке» и др. |
Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.
Использование разнообразных форм работы дает возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
5.Перспективный план работы с родителями на 2017-2018г.
Дата |
Тема |
Результат, форма отчёта |
Сентябрь |
Лекция: «Влияние музыки на психику ребенка»
Информация: «Дополнительные услуги (танцевальный кружок) Беседа-практикум «Танцуем дома»
«Правила пения»
«Форма одежды детей на музыкальных занятиях»
|
Выступление на общем роди-тельском собра-нии. Выступление на общем родитель-ском собрании
Калейдоскоп рекомендаций
Консультация
|
Октябрь |
«Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка».
Дополнительное музыкальное образование (танцевальный кружок) «Любят вместе танцевать взрослые и дети»
«Разучивание стихов, ролей, песен дома»
«Осень постучалась к нам» |
Тематическая информация
Презентация проекта
Индивидуальные консультации
Совместный праздник с учас-тием родителей
|
Ноябрь |
«Сказка в музыке»
Отчёт работы танцевального кружка |
Мастер-класс
Концерт |
Декабрь |
Изготовление декораций и атрибутов к новогодним праздникам. «Танцевальный костюм своими руками» |
Консультации, Эскизы Беседа-практикум |
Январь |
«Формирование музыкального творчества детей в домашних условиях»
Правила поведения родителей на детском празднике |
Консультация
Брошюра |
Февраль |
«Талантливые дети-заслуга родителей»
«День защитника Отечества» |
Тематическая информация Праздник |
Март |
Изготовление декораций и атрибутов
Участие родителей в играх и танцах |
Праздник
Праздник |
Апрель |
День открытых дверей Музыкально-экологическое представление «Путешествие капельки». |
Представление для родителей |
Май |
«День победы»
«Мы снова свами» |
Праздник
Анкетирование |
В течение года совместная работа:
- по подготовке и проведению досугов и праздников, открытых мероприятий:
- по подготовке материалов и оборудования, декораций, масок, костюмов к досугам и развлечениям;
- консультации по запросам родителей;
6.Перспективный план работы с родителями на 2018-2019г.
Дата |
Тема |
Результат, форма отчёта |
Сентябрь |
Лекция: «Задачи музыкально воспитания»
Информация: «Дополнительные услуги (танцевальный кружок) План работы на учебный год
«Тренируем слуховое внимание»
«Значение музыки в нравственном воспитании ребенка»
|
Выступление на общем роди-тельском собра-нии. Выступление на общем родитель-ском собрании
Калейдоскоп рекомендаций
Консультация
|
Октябрь |
«Костюмированная ярмарка».
Дополнительное музыкальное образование (танцевальный кружок)
«Разучивание стихов, ролей, песен дома»
«Осень в гости приходи» |
Беседа-практикум
Информация на стенд
Индивидуальные консультации
Совместный праздник с учас-тием родителей
|
Ноябрь |
«Дружные родители и дети»
«Учите ребенка слушать музыку» |
Семейная гостиная
Мастер-класс |
Декабрь |
Изготовление декораций и атрибутов к новогодним праздникам.
«Самодельные музыкальные инструменты в развитии детей» |
Консультации, Эскизы Беседа-практикум |
Январь |
«Воспитание культурных навыков, посещение кинотеатров, театров, выставок»
Как провести совместные выходные |
Консультация
Брошюра |
Февраль |
«Одаренный ребенок»
«Богатырская сила» |
Тематическая информация Праздник |
Март |
Изготовление декораций и атрибутов
Участие родителей в играх и танцах |
Праздник
Праздник |
Апрель |
День открытых дверей «Россия-Родина моя». |
Представление для родителей |
Май |
Подготовка к празднику «Выпуск в школу»
«Мы искусство и ребенок » |
Заседание родительского комитета и сотрудников ДОУ Анкетирование |
В течение года совместная работа:
- по подготовке и проведению досугов и праздников, открытых мероприятий:
- по подготовке материалов и оборудования, декораций, масок, костюмов к досугам и развлечениям;
- консультации по запросам родителей;
7.Мониторинг участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
На основе наблюдений и по итогам анкетирования, мы распределили
родителей по уровню их готовности к сотрудничеству с детским садом
с целью развития музыкальных и творческих способностей детей.
Учебный год |
Критерии |
|
|
Активность родителей в организации образовательного процесса |
Активность родителей в жизни детского сада |
2017 – 2018 |
41% |
74% |
2018 – 2019 |
74% |
98% |
Учебный год |
Лидеры |
Исполнители |
Наблюдатели |
2017 – 2018 |
64%(16 чел.) |
20%( 5 чел.) |
16%( 4 чел.) |
2018 – 2019 |
74%(23 чел.) |
26%( 8 чел.) |
0 % |
Мониторинг удовлетворенности родителей
качеством проведения образовательной деятельности
Критерии оценки деятельности музыкального руководителя |
2017-2018 |
2018-2019 |
||
н/г |
к/г |
н/г |
к/г |
|
С удовольствием ваш ребенок посещает муз. занятия |
23% |
100% |
82% |
100% |
Устраивает ли вас кач-во проведения праздников в д/с |
64% |
100% |
77% |
100% |
Довольны ли вы результатами музыкального воспитания и творческого развития вашего ребенка |
87% |
100% |
93% |
100% |
Анализируя проведенный мониторинг, я отметила, что родители стали больше проявлять интереса к музыкальному воспитанию детей. Это явилось положительным результатом в моей работе.
Используемая литература
1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4.
3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.
7. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006
Приложение
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
1. Заметили ли Вы изменения отношения к музыке у Вашего ребенка?__________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какая музыка больше всего нравится Вашему ребенку?
__________________________________________________________________
3. Посещаете ли Вы праздники в нашем детском саду? Если «да», то какая роль в исполнении Вашего ребенка Вам понравилась, а какая нет?_____________________________________________________________ Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие праздники и традиции имеются в Вашей семье?
__________________________________________________________________
5. Какая модель проведения праздников Вам нравится?
☺ дети – воспитатель;
☺ дети – родители;
☺ дети-родители-воспитатели.
6. Ваша помощь при проведении праздников ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какую информацию о музыкальном искусстве Вы хотели бы получить на страницах группового музыкального стенда.
_________________________________________________________________
Анкета для родителей
1.С удовольствием ли ваш ребенок посещает музыкальные занятия?________________________________________________________
2.Устраивает ли вас качество проведения праздников в детском саду?___________________________________________________________
3.Чувствуете ли вы доброжелательное отношение муз.руководителя к вам и вашему ребенку?___________________________________________________
4.Довольны ли вы результатами музыкального воспитания и творческого развития вашего ребенка?___________________________________________