МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете заведующий ______________ А.С. Горовая
протокол от 01.09.2014 № 182
приказ № 184
Программа дополнительного образования
«Танцуем весело»
Составленная с соответствии с требованиями ФГОС ДО
Автор-составитель:
музыкальный руководитель - Штукатурова М.А.
2014
Содержание
Глава I. Пояснительная записка
1.1.Введение
1.2.Характеристика возрастных особенностей детей
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.4. Основные направления работы
1.5.Отличительные особенности программы
1.6.Условия реализации программы
1.7.Ожидаемые результаты
Глава II. Учебно-тематический план
2.1.Структура занятий
2.2.Этапы процесса обучения
2.3.Календарно-тематическое планирование
2.4.Мониторинг освоения программы
2.5.Форма проведения итогов реализации программы
Глава III. Материально-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
3.1. Методическое обеспечение программы
3.2.Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы
Глава I. Пояснительная записка.
1.1.Введение.
Музыкально - ритмические движения - непременный компонент эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Выполняя хореографические движения, дети неизменно испытывают от этого радостные чувства и истинное эстетическое удовольствие.
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.
1.2.Характеристика возрастных особенностей детей
Возрастные и психологические особенности детей 4-5лет.
Дети эмоционально откликаются на художественные произведения, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, говорят о характере музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. На 4 -5 году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети учатся самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки. На 4 -5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)
Развитию исполнительской деятельности способствует формирование мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, импровизировать несложные ритмы марша и др. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкальной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Возрастные и психологические особенности детей 5-6лет.
Дети 5-6лет активны и любознательны. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. На 5 -6 году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. На 5 -6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Возрастные и психологические особенности детей 6 – 7 лет.
Дети 6 -7 лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или среднего дошкольного возраста. Именно занятия танцевального кружка помогают творчески реализовать эту потребность. Разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, но и мускулатуру, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.
К 7 годам дети умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать 2 частную форму произведения. Отмечают в движении изменение темпа, динамики, чувствуют чередование музыкальных фраз, выделяют акценты, с желанием откликаются на творческие задания, проявляя творческую активность. Дети 6–7лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально–ритмические задания. Они с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений, конечно, эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверенные. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно включаются в такие задания. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение, имеют большой запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально–ритмических навыков. На 6–7году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения – сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость.
У детей 6-7 лет достаточно развиты двигательные навыки: они ритмично ходят, легко и энергично бегают, умеют скакать с ноги на ногу. Именно сейчас они способны самостоятельно определить музыку танца, подобрать соответствующий характер движения (польки, вальса, пляски.); использовать элементы народного танца в своих импровизациях.
К 7 годам у ребёнка хорошо развиты мышцы туловища, надо развивать и мелкие мышцы, чтобы они не остались по-прежнему слабыми. Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений детей, им становится доступно выполнение разнообразных упражнений на равновесие.
Размеры дыхательных путей ребенка значительно уже, чем у взрослых, поэтому важна правильная организация двигательной активности.
В этом возрасте созревают лобные доли мозга, благодаря чему ребенку удаётся управлять своими движениями, действием, поведением. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: Создание условий для развития артистичности, внутренней свободы, раскрытия творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
Образовательные:
ü дать возможность через образы выразить собственное восприятие музыки;
ü расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;
ü умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок;
ü умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.
Развивающие:
ü способствовать развитию музыкальности детей (учить высказываться о настроении, характере музыки, понимать её содержание;
ü формировать правильную осанку, обогащать двигательный опыт детей новыми видами движений и совершенствовать двигательные качества;
ü развивать творческие способностей у детей;
Воспитательные:
ü воспитание у детей интереса к занятиям путем создания положительного эмоционального настроя;
ü психологическое раскрепощение ребенка;
ü воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе, чувство такта и взаимоуважения.
1.4.Основные направления работы.
Раздел: Укрепление здоровья детей, развитие двигательных качеств и умений
ü Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
ü Основные:
ü ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
ü бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
ü прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.
ü Общеразвивающие упражнения —
ü на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
ü Имитационные движения —
ü различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе" и т.д.).
ü Плясовые движения —
ü элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Раздел: Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
ü воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
ü формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
ü воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Раздел: Развитие музыкальности, творческих способностей
ü воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
ü обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
ü развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
ü развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
ü развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.),марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях
ü развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
ü формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
ü развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям
Раздел: Развитие умений ориентироваться в пространстве
ü самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Основные педагогические принципы:
ü Систематичность;
ü Постепенность;
ü Последовательность.
Виды музыкально-ритмических движений:
ü Игры(сюжетные и несюжетные)
ü Пляски(с зафиксированным движением, комбинированные, свободные)
ü Хороводы(плясового характера)
ü Детский «бальный танец
ü Упражнения
ü Этюды
1.5.Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
ü развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
ü формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
ü формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
ü формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
1.6.Условия реализации программы.
Программа предназначена для обучения детей 4 – 7 лет и рассчитана на три учебных года. В группе первого года обучения занимаются дети 4-5 лет, второго года обучения 5-6лет, третьего года обучения 6-7 лет. Занятия проходят в хорошо проветриваемом зале, после влажной уборки, на полу ковровое покрытие.
Реализация программы «Танцуем весело» способствует:
ü Проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу;
ü Развитию музыкальных способностей и интеллекта;
ü Совершенствованию двигательных навыков;
ü Формированию нравственно-коммуникативных качеств
ü Участие в конкурсах, праздниках, развлечениях.
ü Увеличение «союзников» (родителей, педагогов, воспитанников других групп, социума).
1.7.Ожидаемый результат.
Первый год обучения:
У детей формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Дети владеют умением двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши. Могут выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).
Второй год обучения:
Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Третий год обучения:
Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Умеют исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений.
Глава II. Учебно-тематический план.
2.1.Структура занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:
ü 5-го года жизни – не более 20 минут,
ü 6-го года жизни – не более 25 минут,
ü 7-го года жизни – не более 30 минут,
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона. ü Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. ü Основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. ü Заключительная часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. |
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
2.2.Этапы процесса обучения
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
ü Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);
ü Этап углубленного разучивания упражнения;
ü Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении.
На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
ü соответствие возрасту;
ü художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
ü моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
ü разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
2.3.Календарно – тематическое планирование
кружка по развитию музыкально – ритмических способностей «Танцуем весело» на 2014-2015
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Задачи |
Кол –во часов, календарные сроки изучения тем |
Репертуар |
1-4 |
Тема1. «Лесные волшебники» |
1.Знакомство с правилами танцевального кружка. 2.Учить передавать образы лесных зверей в игровой ситуации. |
4 сентябрь
|
«Весёлые путешественники» «Пусть бегут неуклюже» В. Шаинский «Чебурашка» В. Шаинский «Сударушка» «Упражнение с осенними листьями» М. Легран «Танец с зонтиками» виноватая тучка. «Весёлые пары» на песню «Четыре таракана и сверчок» «Калинка» р.н.п. . «Танец колокольчиков» П.Чайковский «Вальс» Сборник «Ритмика» |
5-9 |
Тема2. «Урожай на грядке» |
1.Инсценировка песен про урожай. Воссоздавать игровые образы овощей. 2.Освоение способов детализации. (Характера поведения персонажа). |
5 Октябрь |
|
10-14 |
Тема3. «Желтый коврик». |
1.Побуждение детей к поиску выразительных движений и жестов ,передающих «переход» из одного состояния в другое.(образ смены погоды , дождя, ветра) 2.Находить самостоятельно образ при помощи выразительной пластики и музыки. |
5 Ноябрь |
|
15-18 |
Тема 4. «Зимняя сказка» |
1.Знакомить детей со способами воплощения образа фантастического персонажа его характером. Побуждение детей к поиску способов воплощения образов.(петрушки, гномы, снежной королевы) |
4 декабрь |
«Танец с лентами » В. Шаинский «Облака» «Танец снежинок и вьюги» «Танец моряков» О. Газманов «Птичка польку танцевала» А. Рыбников «Танго» В. Мюллер Танец «Звездочек-льдинок» |
1-9 |
Тема 5.«Удивительное рядом»
Тема 6. «Мы спортсмены»
|
1.Подводить детей к нахождении способов разыгрывания развернутого сюжета. 2.Закреплять умения и навыки музыкально-ритмических движений в построении различных фигур. 3..Разыгрывать не большой сюжет на военную тематику.
|
3 Январь
4 Февраль
2 Март |
|
10-13 |
Тема 7. «Бабушкин сундучок»
|
1.Освоение способов образов нежности, любви ,взаимопонимания . 2.Побуждать детей к поиску образов пробуждения природы ото сна. |
2 Март 2 Апрель |
«Марш» Г. Свиридов «Кузнечик» В. Шаинский «Чунга-чанга» В. Шаинский «Едем к бабушке в деревню» грузинская песня «Из-под дуба» р.н.м. обр. Н. Метлова (там же) «Полька» П. Чайковский (музыка и движение подг.гр. «Мы музыканты» русская пляска. «Вальс» Е. Доги «Пластический этюд » «Танец Кукол и Мишки» Д. Кабалевский «Старинная полька» музыка старинной русской польки .
|
14-18 |
Тема 8. «Солнышкино платьице» |
1.Подводить детей к движениям изображающие видоизменения внешнего облика персонажа.(цветы увядают,оживают и т.д.) 2.Развивать выразительность исполнения детьми движений и «игровой »сценки в целом.
|
2 Апрель 3 Май |
Календарно – тематическое планирование
кружка по развитию музыкально – ритмических способностей «Танцуем весело» на 2015-2016
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Задачи |
Кол –во часов, календарные сроки изучения тем |
Репертуар |
1-4 |
Тема 1. «Знакомство с танцем»
|
Познакомить детей с различными видами танцев: народными, классическими, современными, бальными. 2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их характерными особенностями. 3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей. 4. Беседа о любимых танцах.
|
4 сентябрь
|
Показ видео «Танец полька »И.Штраус «Вальс» из балета «Щелкунчик» «Полонез» М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин» |
5-9 |
Тема2. Музыкальная грамота: отхлопывать ритм, выделять сильную долю, определять начало музыкального произведения. |
Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее. 2. Расширить представления о танцевальной музыке 3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к музыкальным образам. 4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
|
5 Октябрь |
Игра «Эхо», «Повтори – ка» Танец «Полька» Глинки, «Вальс» Б. Дварионас |
10-14 |
Тема3. Танцевальные игры |
Развивать внимание, память, координацию движений. 2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. 3. Двигаться в соответствии с характером музыки. 4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
|
5 ноябрь |
«Разноцветная игра»Б.Савельев, «Любитель-рыболов»М.Старокадомский, «Танцуем, сидя»Т.Суворова, «Стирка»Т.Суворова, «Буратино» А.Рыбников
|
15-18 |
Тема 4. Рисунок танца. Выступление на Новогоднем утреннике |
Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве. 2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах. 3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
|
4 декабрь |
«Танец снежинок с перестроениями»Н.М.Куликовой , «Новогодние мечты» М.Еремеевой, «Танец еловых веточек» Ершовой. |
1-9 |
Тема 5. Изучение основ русского народного танца |
1.Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами. 2.Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения. 3.Научить основам русского танца.
|
3 Январь 4 Февраль 2 март |
«Сударушка» , «Кадриль», «Веселый пляс», «Танец с платками», «Танец Березка», «Русский танец», «Круговая пляска» |
10-13 |
Тема 6. Сюжетные танцы.6.1. Музыкально –сценические этюды |
1.Развить творческое воображение детей. 2.Способствовать развитию элементов актерской техники |
2 Март 2 апрель |
Танец «Лягушат», танец «Подводный мир», танец «Муравьев»
Музыкальный этюд «Сказочка» С.Майкапар Музыкально-ритмическая этюд-игра «На балу» «Сказка» Г.Лихнер |
14-18 |
Тема 7. Танцевальная мозаика. |
1.Научить детей самостоятельно двигаться под музыку. 2.Подготовить к показательным выступлениям. 3.Учить выражать через движения заданный образ.
|
2 Апрель 3 май |
«Казачок» , «Сиртаки» Т.Суворова, танец «Барбарики», танец «Раз ладошка» |
Календарно – тематическое планирование
кружка по развитию музыкально – ритмических способностей «Танцуем весело» на 2016-2017
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Задачи |
Кол –во часов, календарные сроки изучения тем |
Репертуар |
1-4 |
Тема1. Характер музыки, средства музыкальной выразительности |
1.Научить воспринимать динамические оттенки как способ выражения характера музыки. 2.Ощущать роль темпа и его изменений. 3.Воспринимать ритм как организующее начало в музыке. 4.Передавать в хлопках и движении ритмический рисунок произведения. |
4 сентябрь
|
«Танец с кубками» из балета «лебединое озеро» «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский |
5-9 |
Тема2. Музыкальная форма. Структура музыкального произведения(фраза, предложение, период, вступление, заключение) |
1.Познакомить с музыкальными формами. 2.Научить в движении изменять композицию танцев и упражнений в соответствии со сменой частей в музыке. 3.Объяснить, что реприза в музыке означает и репризу в движении. |
5 Октябрь |
«Грустная песенка» Вас. Калинников, «Мелодия» А. Рубинштейн, «Сказка» Г. Лихнер |
10-14 |
Тема3. Комплексы ритмической гимнастики. |
Учить передавать характер произведения, его музыкальный образ |
5 Ноябрь |
«Новая кукла» «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский |
15-18 |
Тема 4. Танцевальные композиции. Игры и упражнения с предметами. Выступление на Новогоднем утреннике |
Учить выбирать предметы, которые помогут в полной мере раскрыть образное содержание произведения |
4 Декабрь |
«Танец с игрушками» С. Шнайдер, «В мечтах» Г. Пахульский |
1-9 |
Тема 5. Историко –бытовой танец. Элементы парного, бального и современного танца |
1.Познакомить детей с таким древним видом искусства, как танец. 2.Настраивать на восприятие классической танцевальной музыки. |
3 Январь 4 Февраль 2 Март |
«Менуэт» Ж.Ф. Рамо, «Гавот» А. Аренский, «Гавот» Л. Венсель, «Полонез» Ф. Шопен, «Мазурка» М.И. Глинка, «Краковяк» М.И. Глинка, «Вальс» В. Ребиков, «Па-де-труа» А. Фунг, «Полька» М.И. Глинка, «Русский лирический» Б. Карамышев, «Прялица» Т. Ломовой |
10-13 |
Тема 6. Игровое танцевальное творчество.6.1. Музыкально –сценические этюды |
1.Определять характер действий в соответствии с содержанием музыкального произведения и его строением. 2.Формировать интерес к самостоятельному творчеству. |
2 Март 2 Апрель |
«Маленькая пьеса» И. Ладухин (этюд «обновки») «Дед и репка» русская нар.песня В. Яновской |
14-18 |
Тема 6. Игровое танцевальное творчество 6.2. Ритмопластические спектакли |
1.Развивать творческую активность, артистизм. 2.Совершенствовать способность к более глубокому восприятию музыкальных произведений. |
2 Апрель 3 Май |
«Маленькая танцовщица» А. Гладковский «Мой первый бал» А. Гречанинов |
2.4.Мониторинг освоения программы
Отслеживание развития детей проходит по методике Е.П.Костиной в виде мониторинга: в начале учебного года и в конце учебного года танцевального кружка. Уровень освоения программы детей определяется по следующим критериям:
Высокий уровень-ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
Средний уровень-ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
Низкий уровень-ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, или затрудняется в выполнении.
Мониторинг оценки знаний, умений и навыков работы
по программе «Танцуем весело»
Диагностические критерии (показатели) |
2014-2015г. Средняя гр. |
2015-2016 г. Старшая гр. |
2016-2017г. Подготовительная гр. |
|||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
|
Выявляет активный интерес к муз.-ритмическим движениям |
В- 7%(1чел.) С-43%(6чел.) Н-50%(7чел.) |
В-22%(3чел) С-64%(9чел) Н-14%(2чел) |
В-22%(3чел) С-64%(9чел.) Н-14%(2чел.) |
В-29%(4чел) С-64%(9чел) Н-7%(1чел) |
В-29%(4чел) С-64%(9чел) Н-7%(1чел) |
В-64%(9чел) С-36%(5чел) Н-0 |
Владеет набором программных шагов полной мерой. |
В-0 С-36%(5чел.) Н-64%(9чел.)
|
В-14%(2чел) С-50%(7чел) Н-36%(5чел) |
В-14%(2чел) С-50%(7чел) Н-36%(5чел) |
В-22%(3чел) С-56%(8чел) Н-22%(3чел) |
В-22%(3чел) С-56%(8чел) Н-22%(3чел) |
В-71%(10чел) С-29%(4чел) Н-0 |
Умеет воплощать в элементарных движениях муз.-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки. |
В-0 С-56%(8чел.) Н-43%(6чел.) |
В-7%(1чел) С-71%(10чел) Н-22%(3чел) |
В-7%(1чел) С-71%(10чел) Н-22%(3чел) |
В-22%(3чел.) С-64% (9 чел.) Н-14% (2 чел.) |
В-22%(3чел) С-64%(9чел) Н-14%(2чел) |
В-78%(11чел) С-22%(3чел) Н-0 |
Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и танцев |
В-14%(2чел.) С-64%(9чел.) Н-22%(3чел.) |
В-29%(4чел) С-56%(8чел) Н-14%(2чел) |
В-29%(4чел) С-56%(8чел) Н-14%(2чел) |
В-43%(6чел) С-50%(7чел) Н-7%(1чел) |
В-43%(6чел) С-50%(7чел) Н-7%(1чел) |
В-86%(12чел) С-14%(2чел) Н-0 |
2.5.Форма проведения итогов реализации программы
ü овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия танцами после освоения программы.
ü умение оперировать музыкальными представлениями;
ü формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику;
ü отражать в танцевальных импровизациях изменения в музыкальном образе;
ü Выразительное исполнение движений умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Участие в праздниках, развлечениях, конкурсах на различных уровнях (уровне ДОУ, муниципальном, региональном и др.). Для родителей: ü Оформление тематической информации ü Проведение совместных праздников и развлечений ü Индивидуальные консультации и родительские собрания ü Мастер-класс ü Открытые занятия ü Отчетные концерты в конце года Для педагогов: ü Открытые занятия ü Отчетные концерты |
Творческий отчет музыкального руководителя (руководителя кружка) на методическом объединении воспитателей в ДОУ
Глава III. Материально-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
3.1. Методическое обеспечение программы
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Прежде, чем заставить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.
Движения показывает педагог. Надо следить, что бы дети не повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
Методы эстетического воспитания:
ü Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
ü Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
ü Метод эстетического убеждения
ü Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
ü Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
ü Метод разнообразной художественной практики.
ü Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
ü Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
ü Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Методы музыкального развития:
ü Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений.
ü Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.
ü Словесно-слуховой: пение.
ü Слуховой:слушание музыки.
ü Игровой: музыкальные игры.
ü Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Методы физического развития:
Наглядные |
Словесные |
Практические |
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) |
объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. |
повторение упражнений без изменения и с изменениями; - проведение упражнений в игровой форме; - проведение упражнений в соревновательной форме |
3.2.Материально-техническое обеспечение программы
ü Музыкальный зал.
ü Нотно-методическая литература.
ü Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
ü СД – диски, видеодиски.
ü Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
ü Фортепиано.
ü Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов
Список литературы:
1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей:
Избранные статьи о музыкальном просвещении и образование. – Л. – М., 1986.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение:
Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
3. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце.
// Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.
4.Е.В.Горшковой «От жеста к танцу»
5. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные
упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.
6. «Воспитание двигательной культуры» Л.Н. Волошина ( Москва 2005год).
7. «От Рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
8.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 2006год.
9.Журнал «Музыкальный руководитель» №2, 3 (2004год), №3 (2007год)
10.«Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б. Зацепина (Москва 2006год)
11.«Танцевальная мозаика», С.Л. Слуцкая (Москва 2006год)
12.«Развитие ребенка в музыкальной деятельности» М.Б. Зацепина (Москва 2010год)
13.А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
14. Т.Суворовой «Танцевальная ритмика»
15.Т.Ф.Кореневой «Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
16. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. М. М. 17.Борисова « Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 18.Е. Р. Железнова «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников» Детство – Пресс, 2013
Приложение
Паспорт программы «Танцуем весело»
№ |
Критерий |
Содержание |
1 |
Актуальность |
Музыкально - ритмические движения - непременный компонент эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Выполняя хореографические движения, дети неизменно испытывают от этого радостные чувства и истинное эстетическое удовольствие. Обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.В процессе дополнительных занятий танцами появилась возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
|
|
Программа «Танцуем весело» была написана на основании основной общеобразовательной программы«ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,а использованы технологии парциальных программ А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», Е.В.Горшковой «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкой «Танцевальная мозаика» Т.Суворовой «Танцевальная ритмика», Т.Ф.Кореневой «Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
|
|
2 |
Цель |
Создание условий для развития артистичности, внутренней свободы, раскрытия творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений. |
3 |
Задачи |
Образовательные: ü дать возможность через образы выразить собственное восприятие музыки; ü расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса; ü умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок; ü умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами. Развивающие: ü способствовать развитию музыкальности детей (учить высказываться о настроении, характере музыки, понимать её содержание; ü формировать правильную осанку, обогащать двигательный опыт детей новыми видами движений и совершенствовать двигательные качества; ü развивать творческие способностей у детей; Воспитательные: ü воспитание у детей интереса к занятиям путем создания положительного эмоционального настроя; ü психологическое раскрепощение ребенка; ü воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе, чувство такта и взаимоуважения. |
4 |
Основные направления работы с детьми: |
ü оздоровительное ü образовательное ü воспитательное |
5 |
Основные принципы |
ü Систематичность; ü Постепенность; ü Последовательность. |
6 |
Методы и приемы обучения |
ü наглядно-слуховой (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца) ü наглядно-зрительный (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции). ü словесный (объяснение, беседа, диалог). ü практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения) |
7 |
Виды музыкально-ритмических движений |
ü Игры (сюжетные и несюжетные) ü Пляски (с зафиксированным движением, комбинированные, свободные) ü Хороводы (плясового характера) ü Детский «бальный танец» ü Упражнения ü Этюды |
8 |
Сроки реализации |
3 года |
9 |
Учебный план |
1 раз в неделю |
4 раза в месяц |
||
32занятия в год |
||
10 |
Условия реализации программы |
Программа предназначена для обучения детей 4 – 7 лет и рассчитана на три учебных года. В группе первого года обучения занимаются дети 4-5 лет, второго года обучения 5-6лет, третьего года обучения 6-7 лет. Занятия проходят в хорошо проветриваемом зале, после влажной уборки, на полу ковровое покрытие. |
11 |
Длительность занятий |
Средний возраст-не более 15-20 минут Старший возраст - не более 20-25 минут Подготовительный возраст – 25-30 минут |
12 |
Форма организации |
Подгрупповые 12 -15 человек |
13 |
Структура занятий |
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона. ü Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. ü Основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. ü Заключительная часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается. |
14 |
Форма проведения итогов реализации программы |
Участие в праздниках, развлечениях, конкурсах на различных уровнях (уровне ДОУ, муниципальном, региональном и др.). Для родителей: ü Мастер-класс «Давайте танцевать» ü Открытые занятия ü Отчетные концерты в конце года Для педагогов: ü Открытые занятия ü Отчетные концерты ü Творческий отчет музыкального руководителя (руководителя кружка) на методическом объединении воспитателей в ДОУ |
15 |
Ожидаемый результат |
Ожидаемые результаты реализации программы: Первый год обучения: ü Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. ü Умеют исполнять ритмические, танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. ü Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. К концу вторго года обучения воспитанники должны: ü Владеть навыками по различным видам передвижений по залу и приобрести определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. ü Передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). ü Уметь исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Третий год обучения: ü Должны хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. ü Уметь выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой. ü Уметь исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений. |
16 |
Критерии оценки |
ü Выявляет активный интерес к муз.-ритмическим движениям ü Владеет набором программных шагов полной мерой. ü Умеет воплощать в элементарных движениях муз.-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки. ü Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и танцев. |
17 |
Особенности освоения программы |
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах: ü развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев); ü формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; ü формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца; ü формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
|
15 |
Ожидаемый результат |
Ожидаемые результаты реализации программы: ü овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия танцами после освоения программы. ü умение оперировать музыкальными представлениями; ü формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику; ü отражать в танцевальных импровизациях изменения в музыкальном образе; ü Выразительное исполнение движений ü умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. |
16 |
Критерии оценки |
ü ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; ü ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; ü ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, или затрудняется в выполнении. |