Краткосрочный проект
«Мы умеем веселиться»
(художественно-эстетическое развитие)
на 2018-2019 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: Тип проекта: педагогический, краткосрочный
Место реализации: МБДОУ д/с №64 «Солнечный зайчик»
Вид проекта: игровой
По форме реализации: групповой
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Реализация проекта:
1.Создание предметно-развивающей среды
2.Отбор наглядного и методического материала по теме проекта;
3.Изготовление дидактических игр по теме;
4.Подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми
5.Подбор материала для творческих работ.
Роль родителей в реализации проекта: Сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат:
1.Проявление эмоций у детей социально-приемлемыми способами: словесными, творческими, физическими;
2.Сформируются позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества;
3.Совершенствуются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность: Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную форму. Современные дети стали менее чувствительны к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы ребенка предоставляет игра. А мой проект «Мы умеем веселиться» игровой.
Цель: Организация досуга воспитанников.
Актуальность работы с воспитанниками: Как известно, развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Из практики своей педагогической деятельности становится, очевидно, что дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами и это приводит к импульсивности поведения, осложнением в общении со взрослыми и сверстниками. Следовательно, разработанный вечер развлечения «Мы умеем веселиться» актуален и важен, т. к. эта совместная деятельность с детьми направлена на развитие эмоциональной комфортности ребенка, профилактики его негативных эмоциональных состояний, формирование позитивного отношения к сверстникам, расширение представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими и формирование положительных чувств и эмоций через улыбку.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить играть и действовать в коллективе
2.Обогатить словарный запас детей. Дать представление о различных видах игр, разъяснить значение слов юмор, розыгрыши.
Развивающие:
1.Развивать познавательную активность дошкольников, мышление, память, фантазию, коммуникативные навыки через разучивание шуточных рассказов, стихов и песен, розыгрышей и весёлых игр.
2.Совершенствовать изобразительные навыки в процессе изготовления атрибутов для оформления праздника.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе подготовки к празднику,
2. Воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной творческой работе,
3.Воспитание коллективизма и гуманизма посредством бесед, коммуникативных игр, коллективных творческих работ со сверстниками и взрослыми.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Цель: Создание условий для реализации проекта
обогащения их музыкальной культуры (консультации, семинары, беседы-практикумы) .
Основной этап:
Цель: Реализация намеченного плана проекта.
Заключительный этап:
Цель:
1. Подведение итогов работы над проектом; Проведение праздника «Мы умеем веселиться»;
2. Создание методических материалов для воспитателей по теме проекта
План реализации проекта
Организация работы с детьми:
1.Разучивание веселых шуточных песенок к празднику
2.Беседа на тему «Юмор, розыгрыш, улыбка»
3.Веселые подвижные игры под музыку.
4.Участие в игровых конкурсах, награждение призами;
5.Участие в конкурсе «Самый смешной костюм»
6. Экологическое развлечение «Мы с водичкой поиграем»
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1.Консультация «Музыкальный слух ребенка»
2.Консультация «Формирование основ музыкальной культуры»
3.Консультация «Слушаем музыку с ребенком»
4.Консультация «Создаем домашний музыкальный уголок»
5.Консультация «Как научить ребенка понимать музыку»
6.Проект «Эта музыка торопит и зовет нас за собой»
7.Беседа-практикум «Взаимосвязь музыки с игрой и драматизацией»; «Наш домашний оркестр»
8.Открытое мероприятие «А. С. Пушкин и музыка»
Организационно-методическая работа:
Консультации для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Фоновая музыка в жизни детского сада».
№ |
Содержание деятельности |
|
Участники |
I. |
Подготовительный этап
|
||
1.
2.
|
Информирование родителей по теме проекта: - Оформление наглядной информации в родительский уголок «Фоновая музыка в жизни детского сада» Организационно-методическая деятельность: - изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта - Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» «Фоновая музыка в жизни
|
|
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители
Музыкальный руководитель |
II. |
Содержательный этап
|
||
1.
2.
3.
|
Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»: - Беседа «Игр много интересных» - Экологическое развлечение «Мы с водичкой поиграем.» - Подвижные музыкальные игры
Продуктивная деятельность – Инсценирование сказки «Теремок»
|
|
Музыкальный руководитель, дети
Педагог изобразительной деятельности и дети |
III. |
Итоговый этап |
||
1.
2. |
Выставка «Самый смешной костюм» (родителей и детей)
Участие в игровых конкурсах с родителями |
|
дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатель |
Организация работы с детьми
Беседа на тему
«ИГР много интересных»
Цель беседы: Цель: обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском коллективе.
Задачи беседы - создать условия для знакомства детей, доверительного общения друг с другом;
- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;
- развивать коммуникационные умения детей;
- воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе;
- способствовать развитию музыкальности детей.
Ход беседы
Муз.рук.:
Ребята, вы любите играть?
Мы с вами немного поговорим о том, какими бывают игры, ведь игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в воспитании и обучении. В игре
обязательно нужно поставить цель и стремиться к ее достижению. При этом развивается фантазия, инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ приобретения социального опыта.
А теперь немного о классификации игр:
-игры под инструментальную музыку;
– игры с пением;
– музыкально-дидактические игры;
– ритмические игры со словами;
-игры – спектакли.
Еще мы с вами знаем пальчиковые игры.
В музыкальной игре вы всегда выполняете различные задания: все ваши движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Если вы понимаете музыкально – игрового задание, то быстро реагируете на него и включаетесь в игру. Происходит формирование музыкальных и двигательных навыков, активизация чувств, воображения, мышления.
Музыкальные игры можно разделить на две группы:
– игры с пением;
– игры с музыкальным сопровождением.
Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка: ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.
Музыкальные подвижные игры.
игра «Сосчитай горошины» ( слова Г.Богдановой)
На острове Сказок детей встречают Мальвина, Буратино, Дюймовочка и предлагают поиграть. На подносе у Мальвины стручки гороха с разным количеством горошин от 1 до 9. Она раздает их детям. Дети делают круг,
Дети берут по одному стручку и становятся в два круга, а герои сказок расставляют домики под номерами от 1 до 9.
Дети под музыку поют и выполняют соответствующие движения:
1.Мы шагаем все по кругу, посмотри! -идут по кругу
И горошины считаем: раз, два, три.
- Мы в кружочек соберёмся, - идут в круг, поднимая горошины вверх
- И из круга повернёмся. – поворачиваются в обратную сторону
- И считаем: раз, два, три! - шагают, высоко поднимая колени
- отмеченные строчки повторить дважды.
2.Математику мы знаем, -меняются местами: девочки идут на место
Звонко песню напеваем. мальчиков и наоборот
Ты горох пересчитай, - грозят друг другу пальчиком
Да смотри, не зевай!
Где живёт он? Угадай! - разводят руки в стороны, приподняв плечи.
Дети подбегают к домику с таким номером, сколько горошин в их стручке. Мальвина и воспитатели проверяют, правильно ли выполнено задание.
«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Ход игры:
Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки
Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и
в обратном порядке.
Начинаем перепляс! «Пружинка»
Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки
Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.
«МЫ ТАНЦУЕМ БУГИ- ВУГИ»
Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.
Ход игры:
И.п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед, и немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)
Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)
Повторить 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т.д.
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
Цель: развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке.
Ход игры:
Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей мелодии и продемонстрировать танец.
Ребята должны учитывать ритм и темп танца.
«ЛОВИШКА» муз. Й. Гайдна
Цель: Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.
Ход игры: Выбирается «ловишка». Он становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.
Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке
Такт 5-8- Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Дети убегают, ловишка догоняет.
Методические указания: Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке» легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.
«ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ» муз. Ю. Рожавской
Цель: Выразительно передавать движениями характер музыки: легко, ритмично бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.
Такт 1-8 - дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.
Такт 9-12 - звенят колокольчиками.
Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.
Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался без колокольчика становится ведущим.
Методические указания: Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру с Дедом Морозом.
«ЗАЙЦЫ И ЛИСА» муз. М. Красева
Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Ход игры: дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.
Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.
Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.
Такт 5-8 – повтор движений.
Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.
Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.
Такт 17 – два раза гладят правое ухо.
Такт 18 – два раза гладят левое ухо.
Такт 19-20 – вертят «хвостиками».
Такт 21-22 – прыгают.
Такт 23-24 – кружатся.
Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).
Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.
«КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, отпускают ленту
Вот и кончилась игра.
«КОЗЕЛ» муз. «Полька» И.Сац
Цель: учить распределению внимания со сменой заданий играющих, учить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой.
Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:
Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит.
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
Интегрированное занятие для детей старшей группы
«Мы с водичкой поиграем»
Подготовила музыкальный руководитель I категории
Штукатурова Мария Александровна
Задачи:
- Ø Познакомить детей со свойствами воды (вкус, запах, цвет, текучесть).
- Ø Формировать познавательный интерес к природе
- Ø Способствовать развитию музыкально – ритмического слуха детей, совершенствовать музыкальную память детей.
Муз.руков.: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли веселые капельки. Послушайте их песенку.
Песня «Дождик»
Муз.руков.: Давайте поиграем с капельками, но сначала скажите, какого они цвета? Прозрачные, правильно. Возьмите музыкальные инструменты и давайте все вместе попробуем исполнить песню прозрачных веселых капелек (дети с муз.руков. исполняют ритмический рисунок песни)
Пальчиковая игра «Гроза»
Муз.руков.: Из прозрачных капелек состоит вода. А как вы думаете, что можно делать с водой? (переливать из одной посуды в другую, брызгаться водой, плавать) Ребята, у воды тоже есть любимая песенка. Послушайте песенку воды.
Песенка воды
Муз.руков.: Вода льется, значит она какая?
Дети: Жидкая
Муз.руков.: Ребята, посмотрите, я принесла кусочек льда, сейчас положу его на ладонь. Что стало со льдом?
Дети: Растаял.
Муз.руков.: Значит, лед тоже вода, только твердый и холодный. На холоде что происходит с водой?
Дети: Замерзает и превращается в лед.
Муз.руков.: А в тепле?
Дети: Лед тает
(под музыку вбегает Карлсон)
Карлсон: Здравствуйте девчонки и мальчишки. Я тут мимо пролетал, дай думаю загляну к вам в окошко. На улице такая холодина.
Муз.руков.: Ах, дорогой Карлсон мы с ребятами можем предложить тебе вот этот термос. В нем всегда горячая вода.
Карлсон: Дайте попробовать (пьет). Это вода, она безвкусная.
Муз.руков.: Конечно простая вода не имеет вкуса, а если мы добавим сахар. Ребята, как вы думаете, какой станет вода? (сладкой)
Карлсон: Вот это я люблю.
Муз.руков.: Подожди, мы нальем тебе в стакан. Возьми ложку, размешай сахар. Ребята, что стало с сахаром?(он растворился) Попробуй воду.
Карлсон: Ой, какая вкусная, сладкая.
Муз.руков.: Вкус воды зависит от того, что туда добавили. Вода еще и прозрачная. Посмотри, Карлсон, ложку видно в стакане. А вот у меня стакан с молоком. Ребята, давайте опустим сюда ложку. Видно вам ее? (нет) Правильно, потому что молоко белого цвета, а вода без цвета.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели вправо, влево поворот а потом наоборот(повороты корпусом)
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем вверх и вниз, вверх и вниз приседать не торопись(приседания)
И в последний раз присели а теперь на место сели.
Муз.руков.: Ребята, вы когда – нибудь нюхали воду? Чем она пахнет? Правильно вода без запаха. Для того, чтобы у нас всегда была вода, мы должны ее беречь и охранять. (на интерактивной доске показ видиофильма)
Дети: Нужно закрывать краны, не засорять воду, не бросать в воду мусор, зря не проливать воду на пол.
Карлсон: Ой, ребята, как мне было с вами интересно. К сожалению я не могу задерживаться на одном месте, боюсь мой пропеллер может заржаветь. До свидания, ребята.
Муз.руков.: Ну вот, Карлсон улетел а мы с вами поиграем в веселую игру «Водяной» А где живет Водяной? Правильно под водой. Правила игры: Водяной сидит в кругу с закрытыми глазами. Дети водят хоровод со словами: дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку на одну минуточку. Круг останавливается и водяной не открывая глаз подходит к одному из играющих. Задача водяного – определить, кто перед ним. Если угадает, меняется ролью. Водяной может трогать руками стоящего перед ним.
Муз.руков.: Итак, ребята, наше занятие было посвящено воде. А скажите, где мы можем видеть воду?
Дети: В море, в реке, в озере, в роднике, в болоте, в водопаде, в айсберге, в ручейке.
Муз.руков.: Правильно земля наша большая и круглая, большую часть земного шара занимает вода поэтому мы должны беречь и охранять воду. Без нее не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения, ни птицы, в общем все, что нас окружает, все живое не может существовать без воды.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультация для родителей
"Музыкальный слух ребенка"
- Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
- Устраняйте всё, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т.д.).
- Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.
- Учите детей ориентироваться в ритме.
- Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.
Предлагаем Вам стихи-песенки, которые помогут развивать у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.
Дождик Зайчик
Кап-кап, тук-тук, - Ушки длинны,
Дождик по Куцый хвост,
дорожке! Небольшой у зайки рост.
Выбежали дети, В огороде побывал,
Ловят капли эти, Длинноногий,
Выставив ладошки. Скок да скок!
Г. Бойко Мы за ним –
Он наутёк!
Г. Бойко
Развитие чувства ритма
- Спойте песню вместе с ребёнком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
- Попросите ребёнка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
- Исполните песню по ролям:
- сначала поёт голосок, а ладошки отдыхают;
- голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
- Попросите малыша «спеть» песенку ладошками.
О музыкальных способностях
детей
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше.
- Не расстраивайтесь, если пение, движения ребёнка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдёт в качественный рост.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранение нежелательного «тормоза».
- Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребёнку в понимании прослушиваемой музыки (её содержания, характера). Дайте ребёнку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своём жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
- Не говорите, что у вас «немузыкальный ребёнок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребёнка развивать.
Организационно- Методическая деятельность
Консультация для воспитателей
«Фоновая музыка в жизни детского сада»
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература.
1.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей:
Избранные статьи о музыкальном просвещении и образование. – Л. – М., 1986
2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика
музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
3. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные
упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л., 1986. – Изд.
4.Журнал «Музыкальный руководитель» №2, 3 (2004год), №3 (2007год)
5. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б. Зацепина (Москва 2006год)
6. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» М.Б. Зацепина (Москва 2010год)
7.«Тематические дни и недели в детском саду» Е.А. Алябьева, Изд. «ТЦ Сфера».
Москва, 2005г.
8.«Занимаемся, празднуем, играем» Т.И. Кандала, изд. «Учитель», Волгоград
2014г.
9.«Групповая традиция в детском саду» С.В. Шапашникова, изд. «Учитель»,
Волгоград 2014г.