Get Adobe Flash player

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                      заведующий ______________   А.С. Горовая

протокол от 15.08.2017

приказ № 193                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы по определению и развитию творческих способностей воспитанников

«Талантливый ребенок»

 

 

 

 

Автор-составитель: музыкальный руководитель

Штукатурова М. А.

 

 

 

 

 

 

 

 2017

Содержание

I.Введение

II. Пояснительная записка

2.1. Актуальность темы

2.2. Цель программы

2.3. Задачи программы

2.4. Общие принципы учебно-воспитательного процесса

2.5. Компоненты и развитие творческих способностей

III. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

IV. Основные этапы реализации программы

4.1. Работа с педагогами

4.2.Практическая работа с детьми

4.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

V. Показатели эффективности реализации программы

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы  развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема –  это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.

Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме  своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие  эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

 

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

 

 

 

II.Пояснительная записка

2.1. Актуальность темы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2.2. Цель программы

Обеспечение комфортных условий для организации воспитательно-образовательного процесса направленного на успешное развитие творческих способностей воспитанников.

2.3. Задачи программы

  • ·​ Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
  • ·​ Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
  • ·​ Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
  • ·​ Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;

 

2.4. Общие принципы учебно-воспитательного процесса

Принципами построения работы с дошкольниками считали доступность, целостность, образность, ассоциативность и вариативность, действенность, творческий подход.

  • Целостность - единство содержания и формы, единство восприятия, единство средств музыкальной выразительности, единство звеньев воспитательно-образовательного процесса.
  • Доступность - учет возрастного уровня развития личности, учет имеющегося опыта музыкальной деятельности, учет нервно-психических особенностей восприятия музыки.
  • Образность - отражение действительности в конкретных и обобщенных образах, конкретно-чувственное освоение мира природы, быта и деятельности человека.
  • Ассоциативность и вариативность - во-первых, способность к нахождению внешних и внутренних связей, способность связывать в единый образ различные понятия, настроения; во-вторых, «видение» внешних и внутренних различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно-плановую деятельность.
  • Действенность - активный интерес к деятельности и окружающей жизни, умение проявить в ней свои личные качества, умение находить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Творческий подход - самостоятельный поиск путей к разрешению поставленной задачи и способов ее осуществления, внесение в деятельность опыта личной жизни. различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно-плановую деятельность.
  • принцип учета возрастных возможностей;
  • принцип развивающего и воспитывающего обучения
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Направления работы:

  • обогащение жизненных и музыкальных впечатлений — создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке;
  • знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества;
  • овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий он объясняет дошкольникам, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности.

Методы работы:

  • создания художественного контекстанаправлен на развитие музыкальной культуры ребенка через «выходы» за пределы музыки (живопись, поэзию и т.д.);
  • создания композиций – предусматривает объединение разных форм общения ребенка с музыкой при исполнении одного произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт;
  • забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы)– ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитию у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне;
  • моделирования художественно-творческого процесса– нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения – от рождения замысла до момента его воплощения;
  • моделирования элементов музыкального языка– различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы, используемые в процессе реализации метода, облегчают восприятие и осознание детьми выразительных средств музыки;
  • активизации творческих проявлений ребенка – импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь, движения.

2.5.Компоненты и развитие творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческое мышление характеризуется следующими основными особенностями:

  • Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  •  Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  •  Скорость мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  •  Богатое воображение.
  •  Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • Высокие эстетические ценности.
  •  Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

 

 

III. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Итог( результат)

1.Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

Методический совет

сентябрь

Положение о методическом совете

2.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,

курсы ПК

постоянно

Повышение инновационного потенциала педагогов

3. Ознакомление педагогического коллектива ДО с программой «Программа Талантливый ребенок», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультативная работа

В начале учебного года

« Талантливый ребенок»

4.Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей

Консультативная помощь

В течение года

Родительское собрание

«Одаренный ребенок»

5.Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами ДОУ (кружки в ДОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы)

В течение года

Создание плана работы на учебный год.

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.

6.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении

 

муниципальные,

интернет конкурсы

В течение года

Награждение победителей

7. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения творческих мероприятий на уровне ДОУ

Конкурсы ДОУ

В течении года

Награждение победителей

8.Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

Показатели эффективности реализации программы

 

 

IV.Основные этапы реализации программы

Для достижения цели Программы определены этапы работы, позволяющие

простроить целостную систему работы.

1 этап - диагностико-организационный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными

воспитанниками в детском саду.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.
  • Разработка программы работы с одаренными детьми.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций,
  • распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Планируемые мероприятия:

  • Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
  •  Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
  •  Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.
  •  Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.

2 этап - практический

Цель: осуществление работы по трем направлениям: работа с педагогами; работа с

детьми; работа с родителями.

Задачи:

  • Скоординированность и интегрирование деятельности специалистов в этом

направлении.

  • Направление развития детей в соответствии с типом одаренности через

кружковую сеть.

  • Активизация участия детей в мероприятиях ДОУ, городских конкурсов и

соревнований.

  • Способствование развитию и совершенствованию творческого продуктивного

мышления у детей с признаками одаренности.

 

Планируемые мероприятия:

  • Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
  • Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток, буклетов по работе с одарёнными детьми
  • Размещение информации в ДОУ.

 

3этап - аналитический

Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

  •  Анализ итогов реализации программы.
  • Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на

всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

  •  Обобщение результатов работы детского сада в реализации

программы.

Планируемые мероприятия:

  •  Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
  •  Распространение позитивного опыта, публикации в  интернет ресурсах.

4.1.Работа с педагогами

Работа по интеграции педагогического процесса для развития детей с

предпосылками одаренности в ДОУ началась с организации работы творческой группы и проведением семинарских занятий, на которых рассмотрены:

  • · Научно-методологические основы изучения детской одаренности;
  • · Существующие программы и опыт работы других учреждений;
  • · Нормативно-правовая база.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми были составлены методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей. Методические рекомендации помогают воспитателям и специалистам подбирать содержание, методы, приемы обучения и развития для одаренных детей с творческим мышлением, помогают раскрывать творческий потенциал, познавательную мотивацию, активность, поддерживать развитие когнитивной сферы, повышают стремление к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческое мышление детей активизируется применимо к различным содержательным областям образовательной программы, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.

4.2.Практическая работа с детьми

 

Работа с детьми начинается непосредственно после выделения групп детей с предпосылками одаренности в той, или иной обследуемой сфере.

Дети, получившие оценку общей одаренности  дополнительно оцениваются педагогами И специалистами в сфере умственного, личностного развития и по интегративным характеристикам по методикеА.А.Лосева.

Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности

получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с

полученными результатами.

Формы работы с одаренными детьми:

  • кружки по интересам
  • выставки прикладного искусства
  • индивидуальные выставки
  • музыкальные викторины
  • музыкальные конкурсы и фестивали

 

4.3.Взаимодействие с семьями воспитанников

 

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей

является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного

возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты –педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного

ребенка:

  • Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  •  Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  • Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • · Родительское собрание “Одаренный ребенок”.
  • · Памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • · Совместная творческая деятельность родителей и детей.

 

V.Показатели эффективности реализации программы

 

  • раннее определение и развитие способностей к данному виду деятельности;
  • дети легко приспосабливаются к школьной жизни;
  •  принимают активное участие в школьных мероприятиях;
  •  в дальнейшем реализуют свой творческий потенциал, посещая кружки и секции;
  •   являются участниками конкурсов и занимают призовые места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М;

1998 г.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка

//Вопросы психологии 1966 № 6

3 Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

4. Одаренные дети. Бурлинская Г. В. , Слуцкий В. М. М. : Прогресс, 1991 – 376

с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М.

Слуцкого.

5. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.

6. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного

возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г..

7. Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей»

8. Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная

деятельность в образовании. 1994

9. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999