Get Adobe Flash player

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                                                                                                                                    заведующий _________ А.С. Горовая

протокол от 01.09.2015 № 1

приказ № 404                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по основам безопасности и жизнедеятельности

«Голос безопасности»

(2015-2017)

 

 

 

 

 

Разработала и составила: музыкальный руководитель

Штукатурова М. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г.

 

 

Содержание:

Введение

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи реализации программы

1.3.Принципы и направления программы

1.4.Организационно-педагогические условия

1.5.Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел

2.1.Разделы программы

2.1.1.Раздел: Ребенок и другие люди

2.1.2.Раздел: Ребенок и природа

2.1.3.Раздел: Ребенок дома

2.1.4.Раздел:Здоровье и ребенок

2.1.5.Раздел: Эмоциональное благополучие ребенка

2.2.Особенности взаимодействия с воспитанниками

III. Организационный раздел

3.1.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды

3.2. План мероприятий по реализации программы на 2015-2017г.

Литература

 

 

 

 

Введение.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении с младших групп. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка. Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»), отражаются на стенде «Береги себя, малыш!». Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 

Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. Дети дошкольного возраста не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

 

 

1.2.Цель и задачи реализации программы

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема очень актуальна в наше время.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».

Цель: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Задачи:

  1. Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно не опасно»
  2. Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным
  3. Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения

 

1.3.Принципы и направления программы

 

Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  1. системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
  2.  доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей)
  3. включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)
  4. наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал)
  5.  динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)
  6. Принцип сезонности (при ознакомлении детей с природой нужно учитывать местные условия.
  7. Принцип возрастной адресованности (при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
  8.  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи. (содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.)
  9.  психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов)

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом. Важно подготовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Данная работа ведется через:

1. организованную деятельность детей – занятия;

2.совместную деятельность взрослых и детей –беседы музыкального руководителя и     ребёнка,  музыкальную НОД;

3.свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно –ролевые игры.

Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Нужно учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. Цель дошкольного образования - воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней. Первое социальное окружение ребенка - его семья, в которой возникает начальный образовательный процесс. С первых лет жизни, когда активность ребенка в освоении мира всемерно поощряется взрослыми, начинается его образовательная деятельность, в том числе и в вопросах безопасности.

На последующих ступенях развития дошкольника усложняется его предметная деятельность и общение, ребенок начинает встречать не только поощрение своей активности, но и ограничения со стороны взрослых, введение его в нормативное фиксированное поведение. В этом одна из задач воспитания безопасности на данном этапе развития личности.

Кроме того, одна из задач непрерывного обучения ОБЖ в дошкольном образовании это непрерывное развитие сознания детей на основе преемственности программ ОБЖ дошкольного и начального общего образования и создание необходимых педагогических условий их реализации.

 

1.4.Организационно – педагогические условия.

Организационно – педагогические условия включают:

1.Создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;

2.Формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов, обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм, методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с другими детьми;

3. Педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка, окультуривая его опыт

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

2. Способствовать развитию познавательного интереса.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

4. Учить ориентироваться в пространстве.

5. Совершенствовать координацию движений, помочь снять мышечное напряжение.

6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия

Методы и приёмы:

1.игровой момент

2.сюрпризный момент

3.вопросы и ответы детей

4.наглядный материал

Предварительная работа:

 1.работа с наглядными материалами;

 2.рассматривание иллюстраций;

 3.беседы с детьми (индивидуальные, коллективные)

Предполагаемый результат:

Для детей:

1.Сформированные основные понятия опасных для жизни ситуаций  и особенностях поведения в них.

2.Готовность детей самостоятельно решать задачи  здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения ( выпускники ДОУ )

Для родителей:

1.Сформированная активная родительская позиция.

2.Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности и здоровья.

3.Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1.Совершенствование профессионального мастерства педагогов по теме проекта.

2.Личный и профессиональный рост и самореализация, моральное удовлетворение.  

 

 

1.4.Планируемые результаты освоения программы

 

В результате освоения программы   воспитанники будут иметь представления:  

1.об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;

2.о нормах  поведения  при общении с другими  детьми, в том числе подростками;

3.о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;

4.о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;

5.о ценности   здоровой  пищи;  

6. о роли лекарств и  витаминов;

7. о пользе  овощей  и фруктов;

8.о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;

9.о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

1.домашний адрес и номер телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада;

2.правила пользования телефоном;

3.правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

4.какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

5.какие опасности встречаются в природе.

уметь:

1.соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

2.ориентироваться в окружающем пространстве

3. бережно относиться к природе;

4.бережно относиться к своему здоровью.

Критерии

2015-2016г.

2016-2017г.

н/г

к/г

н/г

н/г

Сформированность представлений об основных источниках опасности

В-48%(12чел)

С-40%(10чел)

Н-12%(3чел)

В-64%(16чел)

С-32%(8чел)

Н-4%(1чел)

В-61%(19чел)

С-36%(11чел)

Н-3%(1чел)

В-87%(27чел)

С-13%(4чел)

Н-0

Соблюдение воспитанниками элементарных правил безопасности

В-36%(9чел)

С-36%(9чел)

Н-28%(7чел)

В-52%(13чел)

С-40%(10чел)

Н-8%(2чел)

В-77%(24чел)

С-16%(5чел)

Н-6%(2чел)

В-94%(29чел)

С-6%(2чел)

Н-0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержательный раздел

2.1.Разделы программы

 

Существуют разные ситуации, в которые ребенок попадает наиболее часто. Вот некоторые из них:

2.1.1. Раздел «Ребёнок и другие люди».

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в

детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно -неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры.

Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ре­бенка покататься.

Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или да­рит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людь­ми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невроти­ческих реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

2.1.2. Раздел «Ребенок и природа».

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

В природе все взаимосвязано. Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять глав­ное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, живот­ных, растений).

Бережное отношение к живой природе. Задача педаго­га научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Контакты с животными. Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает сво­им характером, поэтому даже игры с животными могут при­ вести к травмам, царапинам и укусам.

Особенно осторожным должно быть поведение город­ских детей, которые впервые оказались в сельской местнос­ти. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

И конечно же, дети должны усвоить, что нельзя драз­нить и мучить животных.

2.1.3. Раздел «Ребенок дома».

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

2.1.4. Раздел «Здоровье ребенка».

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть

необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

2.1.5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

 

 

2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, педагогов. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.

Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (педагог – дети - родители).

Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями:

1.выступления на родительских собраниях;

2.консультации;

3.дни открытых дверей;

4.оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков);

5.совместные мероприятия детей и их родителей;

III. Организационный раздел

3.1.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды

 

1.подборка иллюстрационного материала;

2.атрибуты к сюжетным играм;

3.информационный уголок для родителей;

4.подборка дидактических игр;

5.подборка обучающих мультфильмов.

В методическом кабинете собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок, буклетов, памяток по соблюдению правил безопасного поведения; сформирован материал для работы с семьей по привитию детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире.

 

3.2.План мероприятий по реализации программы на 2015-2017г.

 

Сроки

 

Мероприятия

Работа с педагогическим коллективом.

Сентябрь

 

  • Консультация для воспитателей «Организация работы с родителями по предупреждению дорожных происшествий»
  • безопасного поведения в сложных ситуациях.
  • Месячник безопасности.
  • Оформление информационных уголков для родителей.
  • Примерная тематика:

- «Папы, мамы знать должны автокресло для езды».

- «Беседы и игры с ребенком о правилах безопасности на дорогах».

Октябрь

 

  • Изготовление информационных уголков, буклетов, листовок для родителей.

Примерная тематика:

- «Ребенок и незнакомые животные»

- «Осторожно гололед!»

  • Практикум

- «Оказание первой медицинской помощи при несчастном случае в условиях ДОУ до приезда медицинских работников».

 

Ноябрь

  • Изготовление информационных уголков, буклетов, листовок для родителей.
  • Примерная тематика:

- «Ребенок и незнакомые люди»

- «Ребенок один дома»

- «Хранение и использование опасных предметов».

  • Изготовление пособий для уголка безопасности.

Декабрь

  • Консультация «Как вести себя во время подвижных игр»
  • Обновление информационных стендов для родителей.

- «Пожароопасные предметы»

 -«Правила поведения в общественных местах во время проведения

  • Новогодних елок»

Январь

  • Консультация в уголке родителей

- «Знай и выполняй правила уличного движения»

Февраль

 

  • Консультация в уголке для родителей.

- «Как учить ребенка дома правилам безопасности»

Март

  • Презентация НОД «Обучение основам безопасности жизнедеятельности»
  • Правила поведения родителей на детском празднике

Апрель

  • Конкурс методических разработок «Формирование устойчивой ценностной мотивации на здоровый образ жизни через создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья»».

Май

  • Семинар «Воспитываем грамотного пешехода»
  • Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности.

Июнь –

август

  • Постоянное консультирование родителей через информационные уголки, книжки-передвижки о создании безопасных условий для жизни и здоровья ребенка в летний период.

В течении учебного года.

  • Постоянный контроль за выполнение перспективного плана работы ДОУ  по охране жизни и здоровью дошкольников
  • Обновление развивающей среды, пополнение методического материала.
  • Плановые тренировочно-практические эвакуации на случай возникновения пожара, террористического акта (ежеквартально)

Работа с родителями.

Сентябрь

 

  • Групповые родительские собрания «Ребенок и правила дорожного движения» «Безопасность воспитанников посещающих ДОУ»
  • Анкетирование с целью выявления компетентности родителей по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников.
  • Конкурс семейного творчества на тему «Безопасный переход».

Октябрь

  • Участие в спортивных развлечениях «Мой друг Светофор».
  • Участие родителей в открытом мероприятии «В поисках пропавших сказок»
  • Участие   родителей в проведении  дня  здоровья « Путешествие в страну «Неболейка»

Ноябрь

  • Консультация в родительский уголок
  • - «Что может испортить Новогодний праздник»?

Декабрь

  • Инструктаж по охране жизни и здоровью детей во время Новогоднего утренника.

Январь

  • Участие родителей в проведении дня здоровья «В гости к Айболиту»

Февраль

  • Совместный праздник «Кошкин дом»

Март

  • Беседы для родителей «Зачем  нужны дорожные знаки», «Улица города»

Апрель

  • Участие родителей в проведении дня здоровья «Юные олимпийцы»
  • Викторина «Зеленый огонек»

Май

  • Консультация для родителей «Открытое окно, балкон как источник опасности»

Работа с детьми.

Сентябрь

  • Изготовление макетов:

- «Транспорт на нашей улице».

  •  Творчесикй конкурс

- «Безопасный переход».

  • Спортивное развлечение
  • - «Мой друг Светофор».

Октябрь

  • Организация деятельности с детьми по теме

- «Ребенок и незнакомые животные»

- оказание первой медицинской помощи при    несчастном случае – «Доктор Пилюлькин в гостях у ребят».

Ноябрь

  • Организация деятельности с детьми с детьми по теме: «Ребенок и электроприборы».

Декабрь

  • Организация деятельности с детьми по теме «Ребенок и пожарная безопасность».

Январь

  • Контрольные игры-занятия, игры ситуации с детьми по ОБЖ в группах с использованием дорожных знаков, групповых макетов.

Февраль

  • Организация деятельности с детьми по теме «Ребенок и колющие и режущие предметы»
  • «Ребенок и лекарственные средства»

Март

  • Организация деятельности с детьми по теме «Телефоны специального значения: 01,02,03».

Апрель

  • Викторина «Зеленый огонек».
  • Интегрированное занятие «Опасности вокруг нас»

Май

2014г.

  • Беседы о правилах безопасности в летний период:

- правила поведения на дороге, в лесу, в путешествиях,  с незнакомыми людьми и животными на улице

Июнь -

август

  • Игры – занятия, игры-путешествия, игры – ситуации.

Цель: постоянное закрепление полученных знаний по безопасности в природном окружении.

 Примерные темы:

-«Маленькие почемучки»

- «Осторожно! Ядовитое растение!».

- «Лекарственные растения в жизни человека».

- «Оказание первой медицинской помощи при травме».

- «Знатоки правил дорожного движения».

- «Правила друзей природы».

  • - «Закаляйся, если хочешь быть здоров!».

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Авдеева Н. Н., Нязева Н. Л., Стеркина.Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010


2. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015


3. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. "Азбука безопасности ", конспекты занятий, игры.- Волгоград: Учитель, 2015