Get Adobe Flash player

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                                                                                                                                         заведующий _________ А.С. Горовая

протокол от 17.08.2015 № 1

приказ № 386                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

«Учиться быть здоровым»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: музыкальный руководитель

Штукатурова М. А.

 

 

 

  

 

 

 2015

 

 

План работы.

 Пояснительная записка.

1.  Анализ теории

1.1. Понятие здоровьесберегающие технологии                                       

2.  Практическая часть.

2.1.    Актуальность применения  здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

2.2. Цель, задачи.

2.3.    Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий

в музыкальном образовании дошкольников.

2.4. Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ

2.5.Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательную музыкальную деятельность.

Список литературы.

 

 

Пояснительная записка.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Плохая экология, напряженность современной жизни отражается на формирующейся психики ребенка. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОО. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

1.  Анализ теории

1.1. Понятие здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Как же рассматриваются в психолого-педагогической, методической и музыкальной литературе  понятие – здоровьесберегающие  технологии?   

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-профилактические

  • организация мониторинга  здоровья дошкольников, контроль питания
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля  требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии

  • развитие физических качеств
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика заболеваний

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

           Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

4 группатехнологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка технологии, обеспечивающие психическое  и социальное здоровье ребенка.  Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа  - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников  ДОУ.

 

 

 

2.  Практическая часть.

2.1.Актуальность применения  здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

 

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Необходимо обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим педагогу самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях.

Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Все это требует внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка», и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Н. Ветлугина пишет "пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность".

Научная основа базируется на программах и методических пособиях: по музыкальному воспитанию - Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тюттюнниковой, К. Орфа, А. Бурениной, М. Картушиной;

по воспитаниюздорового ребенка и диагностике - В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н Ефимова, А. Стрельниковой.

Подробно разработала эту тему О. Н. Арсеневская. В своей работе "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях" она описала большое разнообразие здоровьезберегающих технологий и обосновала их применение на музыкальных занятиях.

Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

 

2.2. Цель, задачи.

Цель: Организация единой оздоровительной работы ДОУ, направленной на целостное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие личности ребенка.

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулируем следующие 

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности дошколь­ников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и ин­дивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую куль­туру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  2. Формировать начала музыкальной культуры.
  3. Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  4. Создавать предметно-развивающую среду и условия для фор­мирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные :

  1. Формировать положительное отношение ребенка к окру­жающему миру,

к своей семье, сверстникам, самому себе.

  1. Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивиду­альных психофизических особенностей.
  2.  Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для вос­питания патриотических чувств.
  3. Содействовать просвещению родителей и педагогов.

   Оздоровительные:

  1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное бла­гополучие каждого ребенка.
  3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

 

2.3.    Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий

в музыкальном образовании дошкольников.

Вся работа педагогического коллектива нашего детского сада строится по  принципам:

1.принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

2.принцип  интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

3.принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

4.принцип безопасности – не навреди

 

 

2.4. Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Для решения задач по созданию этой системы  нами разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально-оздоровительной  работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:

1.Организация музыкальной здоровьесберегающей среды

2.Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности

3.Просвещение педагогов и родителей.

Одним из важнейших средств  развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем  критериям  комфорта.

Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Их единство в образовательной деятельности свидетельствует об эффективной организации среды и взаимодействия её субъектов.

Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами. Для меня – это прежде всего гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.

Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В моей музыкальной практике  интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.

Физический комфорт характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.

Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Музыкальный и физкультурный зал, музыкальные уголки в группах  оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Образовательная музыкально-оздоровительная макросреда

Помещения

Процессы

Участники

Музыкаль-ный зал

- утренняя гимнастика

- музыкальная НОД

-танцевальный кружок

-праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность

- индивидуальная деятельность

- дети

-музыкальный руководитель

- воспитатели

- родители

Групповые помещения

- самостоятельная деятельность детей в музыкальных уголках

- гимнастика после сна

- дети, воспитатели,

Физкультур-ный зал,

- утренняя гимнастика

- физкультурная НОД

- музыкально-спортивные праздники и развлечения

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель

Территория детского сада

- Музыкальные праздники и развлечения

- Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

 

 

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-уголки музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности

Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

 

 

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование  следующих здоровьесберегающих технологий:

 

Валеологические песенки-распевки.

отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!

Здравствуйте! (разработка О.Н.Арсеневская)
Солнышко ясное, здравствуй! ( правая рука вверх)

Небо прекрасное здравствуй! ( левая рука вверх)

Все мои подружки, все мои друзья, ( хлопают над головой)

 Здравствуйте ребята! Как люблю вас я!  разводят руки в стороны и соединяют на груди) 

 Здравствуйте! ( разработка  М.Картушиной)

« Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп,  (хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки, топ, топ, топ,  ( топают)

Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх,  ( хлопают по щечкам)

 Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)

Здравствуйте губки, ( 3 раза « чмокают»)

 Здравствуйте, зубки, ( 3 раза стучат зубками)

Здравствуй мой носик, бип, бип, бип,

(нажимают указательным пальцем на нос)

Здравствуй ( собачка) , привет! (посылают « привет»)

Трямди –песенка.
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,
Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

 

 

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1.  Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.

       Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать  правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.    В работе с дошкольниками я использую  несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

Упражнение «Ладошки»
(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

 

« Кошка» (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет кошка.

И.п. как в 1 упр.  На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И.П. на счет «два» движение в другую сторону.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

« Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Я военный летчик!

 

И.п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.

Возвращаемся в исходное положение.


« Насос» ( Накачиваем шины)

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки « накачивают насос» –движение вниз - вдох. И.п. – выдох.

« Большой маятник! ( «Игрушка – неваляшка»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть – не упадет.

Даже если кт мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: « Насос» и             «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.

На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох . Возвращаемся назад  - выдох.

 

 

Артикуляционная гимнастика

Очень часто педагогам при разучивании песен на музыкальных занятиях приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики про помощи взрослых можно справиться с этими трудностями. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов целых слов.

«Котик Рыжик»

Котик Рыжик утром встал,

Дети потягиваются;

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево —

В улыбке открыть рот и кончиком языка

Чистим зубки мы умело.

Сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз;

Пополощем ротик,

Имитация полоскания рта;

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расческу взял

В улыбке закусить язык зубами,

И причесываться стал.

«протаскивать» язык между зубами

Мы за ним не отстаем –

вперед-назад;

Всё покажем язычком.

 

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,

Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми;

Рыжик спинку прогибает.

Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы;

 

А теперь язык наш —  мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!!

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»;

Вот и завтракать пора:

Улыбнуться, открыть рот,

 Котик нам напек блины,

Со сметаною они. 

положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-ти;

 

Как сметану любит Котик?

Оближи скорее ротик.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу;

А теперь чаек попьём.

Чай мы в чашечку нальем.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки;

 

Рыжик сыт, Рыжик рад!

Рыжик любит всех ребят!

Ритмично хлопать в ладоши.

«Жаба Квака»

Квака с солнцем встала,

             Сладко-сладко позевала.                              Дети зевают.

            Травку сочную сжевала                               Имитируют жевательные

            Да водички поглотала.                                 Движения, глотание.

            На кувшинку села,

            Песенку запела:

          «Ква-а-а-а!                                                     Произносят звуки отрывисто

            Квэ-э-э!                                                           и громко.

           Ква-а-а!»

          Жизнь у Кваки хороша!

 

 

Пальчиковые игры.

 

Между движениями рук и произнесением слов существует прямая связь. Как утверждают исследователи, изучающие механизм речи, речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

Киска

В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.

(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла

(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила 

(указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! 

(засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой

(крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка!

(пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! 

(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

 

Народная потешка

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

Пальчики-непоседы

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

 
   

 

Знакомство с пальчиками

Дружно пальцы встали в ряд

(покажите ладони)

Десять крепеньких ребят

(сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка

(покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка

(продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны

(покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

(вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них

(покажите большие пальцы)

Два больших и удалых

(остальные пальцы сожмите в кулак)

   

 

Подвижные игры.

Помогают снятию зажатости и раскрепощению детей.

 На музыкальных занятиях как смена деятельности для всех возрастных групп применяю игры К.Фопеля «Привет ушки».Способствуют воспитанию  нравственных личностных качеств  и эмоциональной отзывчивости,  дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, воспитывают способность восприятия музыкальных образов  и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что – то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми.

Имя и движение

Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и учителя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).

Кого не хватает?

Цели: Эта игра предоставляет детям отличную возможность подчеркнуть важность каждого ребенка. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех детей и попросите их спрятаться в разных частях зала.

Материалы: Большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция: 

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом. Когда дети слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшегося что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дайте возможность достаточно большому количеству детей побывать под покрывалом. Повторите эту игру через некоторое время снова.

 

Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением

здоровьесберегающих технологий

 

Вводная часть.

Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений

Приветствие.

Валеологические песнки-распевки

Восприятие музыки

Слушание музыки с элементами дыхательной гимнастики

Пение, песенное творчество

Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,  пальчиковые игры

Музыкально-дидактические игры

Использование ИКТ, пособий.

Танцы, танцевальное творчество

Музыкально-ритмические движения

Музыкальные игры, игра на ДМИ

Творческое музицирование

Заключительная часть

Подвижные игры

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

   Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. Консультативная работа ( использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
  4. Дни открытых дверей.
  5. Организация совместных дел.

 Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий  приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как  «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.

 

 

Совместная работа педагогов ДОУ

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно  только при условии  согласованности  действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной  среды. На данный момент систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться  в музыкально-оздоровительном процессе.

Вообще, в нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом  режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои  профессиональные  качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с  детьми.

 

2.5.Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательную музыкальную деятельность


1. Создание образовательной среды, способствующей формированию навыков ЗОЖ воспитанников, педагогов и родителей.

2.Снижение уровня заболеваемости.

3.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

4.Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

5.Организация и обеспечение выполнения режима дня в ДОУ.

Используя  в  своей  работе здоровьесберегающие технологии,  я  достигла  хороших  результатов.  В  этом  мне  очень  помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская

 

 

Список литературы

                          

  1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.
  3. Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
  4. Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова
  5. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.  М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
  6. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
  7. Д.Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
  8. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». (М.1999г.)
  9. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)
  10. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)
  11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ( Москва, «ВАКО», 2004 г . )
  12.  Н.В.Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»
  13.  Н.Фопель «Подвижные игры»
  14.  Е.Ю.Тимофеева, Е.И.Чернова. «Пальчиковые шаги» упражнения на развитие мелкой моторики